Главная \ Статьи \ Самое основное о подвеске

Автомобильная подвеска

Сегодня амортизаторы — неотъемлемая деталь подвески, как на грузовых, так и на легковых автомобилях.

Подвеска Автомобильная «подвеска» – понятие достаточно общее. Служит подвеска для соединения кузова автомобиля и колеса, но при этом независимо от конструктивных схем и типа она главным образом предназначена для того, чтобы обеспечить надёжный контакт колеса с дорожной поверхностью и гасить колебания кузова, вызванные инерционными силами и неровностями дороги при движении.

  • При жёстком монтаже, удар о любую неровность будет полностью передаваться кузову, только немного компенсируясь шиной. Колебание кузова будет иметь намного большую амплитуду и значительное вертикальное ускорение.
  • При установке в конструкцию подвески, какого либо упругого элемента (рессоры или пружины), толчки на кузов будут в значительной мере смягчаться, но из-за инерции кузова такой колебательный процесс будет очень затянут по времени, затрудняя управление автомобилем, делая процесс движения более опасным. Автомобиль, оснащенный такой подвеской, будет раскачиваться в любых направлениях, у него возрастет вероятность возникновения «пробоя» во время резонанса (в момент, когда толчок, полученный от дороги, совпадет с моментом сжатия подвески во время затянувшегося процесса колебаний).
  • В современной подвеске, в целях избежать вышеперечисленные явления, вместе с упругим конструктивным элементом используется амортизатор — демпфирующий элемент. Он призван контролировать упругость пружины и поглощать большую часть колебаний. При передвижении по неровности пружина так же, как и в случае предыдущем, будет сжиматься. После сжатия, когда она начнёт свое расширение, стремясь превысить свою стандартную длину. Большая часть энергии начинающегося колебания будет поглощена амортизатором. При этом продолжительность таких колебаний до момента возвращения пружины к своему исходному положению снизится до 0,5 - 1,5 рабочих циклов.

Надёжный контакт автомобильного колеса и дороги обеспечивается не исключительно только автомобильными шинами, основными демпфирующими и упругими элементами подвески (амортизатором и пружиной), но и иными добавочными упругими элементами (резинометаллические шарниры, буферы сжатия) и тщательным согласованием между собой работы этих элементов с кинематикой всех направляющих элементов. 

Подводя итоги, можно сказать — чтобы автомобиль мог «парить» над шоссе, между дорожным полотном и кузовом должны располагаться:

  • автомобильные шины;
  • главные упругие элементы;
  • добавочные упругие элементы и устройства;
  • направляющие детали подвески;
  • демпфирующие элементы 

Подвеска Именно автомобильные шины в первую очередь воспринимают все неровности дороги, насколько это вообще возможно, в силу жестко ограниченного уровня  упругости, стараются смягчить колебания, полученные от микропрофиля трассы.

Автомобильные шины могут выступать индикатором исправности и технического состояния подвески: неравномерный (пятнами) и быстрый износ шин может свидетельствовать об уменьшении сил сопротивления установленных амортизаторов ниже возможного предела.

Главные упругие элементы (рессоры и пружины) призваны удерживать автомобильный кузов на одном горизонтальном уровне, тем самым обеспечивая весьма упругую связь между автомобилем и дорогой. В процессе использования уровень упругости пружин будет меняться вследствие, к примеру, постоянной перегрузки или старения металла. Это неминуемо приведет к ухудшению эксплуатационных характеристик автомобиля:

  • уменьшится размер дорожного просвета;
  • изменятся углы расположения колес;
  • нарушится симметричность нагруженности колёс. 

Именно пружины, а вовсе не амортизаторы обеспечивают удержание веса автомобиля. В ситуации, когда уменьшился дорожный просвет (автомобиль «проседает» без всякой нагрузки), это означает, что настало время поменять пружины.

Добавочные упругие элементы (буферы сжатия, сайлентблоки или резинометаллические шарниры) обеспечивают подавление вибраций от того, что соприкасаются металлические детали и высокочастотных колебаний. Без этих дополнительных элементов срок эксплуатации деталей подвески будет резко сокращаться (к примеру, в амортизаторах возникнет усталостный износ клапанных пружин).

Нужно регулярно проверять состояние всех резинометаллических соединений на подвеске. Поддерживая работоспособность этих элементов, Вы сможете значительно увеличить срок надежной эксплуатации амортизаторов. 

Подвеска Направляющие детали подвески (рессоры, торсионы и системы рычагов) призваны обеспечить кинематику передвижения колеса относительно автомобильного кузова. Задача данных устройств — сохранять плоскость при вращении колеса (при сжимании подвески двигающегося вверх и при отбое — вниз) в положении очень близком к вертикали, т.е. четко перпендикулярно дорожному настилу.

Если нарушена геометрия основного направляющего устройства, управляемость автомобиля заметно ухудшится, износ деталей подвески и шин, включая и амортизаторы, значительно ускорится.

Подвеске McPherson стоит уделить отдельное внимание. Такая подвеска наибольшее распространение получила исключительно на автомобилях, оснащенных передним приводом. В подвеске McPherson амортизатор исполняет роль элемента направляющего, нагруженного боковыми силами.

Демпфирующие элементы призваны гасить колебания кузова, которые вызваны инерционными силами и неровностями дороги, следовательно, он должен уменьшать их воздействия на груз и пассажиров. Он также обязан препятствовать колебанию неподрессоренных масс: балки, мосты, оси, колёса, шины, тормозные колёсные механизмы, ступицы и рычаги относительно кузова, заметно улучшая этим контакт колеса с дорожным полотном.